четверг, 25 июня 2009 г.

Сказка о часовом мастере и гноме из будущего

- Зубцы и шестеренки, что здесь происходит?
Перешагнув порог мастерской, Сельвин обнаружил на столе маленького человечка. Росту в нем было чуть больше локтя. Незнакомец был одет в коричневую куртку, и такого же цвета штаны. В правой руке визитер держал металлический кубик. Человечек яростно тряс его. Со стороны кубика доносилось жужжание.
Услышав возглас Сельвина, человечек обернулся. Сельвин заметил, что глаза у карлика были очень грустными.
- Приветствую, мастер Сельвин, - произнес незнакомец, - Я ужасно извиняюсь за это неожиданное вторжение. Я бы ни за что не стал беспокоить вас. Понимаете, все дело в машинке для перемещений. Кажется, она сломалась, - человечек посмотрел на металлический кубик и тяжко вдохнул.
- Кто вы такой? – строго спросил Сельвин.
- Меня зовут Милли, – ответил незнакомец, - Гном Милли Непоседа, путешественник во времени.
- Слушай меня внимательно, Милли Непоседа. Я ничего не понимаю, что ты мне говоришь. Гномы, машинки, путешествия во времени... Отвечай толком – кто ты, и что ты делаешь в моей мастерской?
- Но я же об этом и говорю. Я прибыл сюда из далекого будущего.
- Достаточно! Я не желаю слушать эту чушь. Как можно прибыть из будущего, если будущее еще не настало?
- Мастер Сельвин, позвольте я объясню. В вашу эпоху люди еще не мечтают о путешествиях во времени. Но даже сейчас можно встретить гадалок и предсказателей.
- Презренные мошенники.
- Разумеется. Но представьте, что кто-то действительно может предсказать будущее. Ведь это значило бы, что все, что случится уже предопределено. Понимаете? Будущее еще не настало, но оно также реально, как и настоящее.
- Последний раз спрашиваю... – начал мастер угрожающе. Неожиданно гном хлопнул ладонью о грудь, и тут же растворился в воздухе, словно его и не было.
- Матерь Божья, - произнес Сельвин растеряно.
Раздался еще один хлопок, и гном появился на том же самом месте.
- Поле невидимости. - сказал Милли. - Это не магия, как вы могли бы подумать. Такой же механизм, как ваши часы, только гораздо сложнее. Мы в будущем научились делать многое из того, что в вашу эпоху кажется чудом.
- Ну, хорошо. Предположим на минуту, что ты – гном из будущего. Зачем ты пожаловал в мою мастерскую?
- Понимаете... – произнес Милли смущенно, - Меня всегда удивляло, как человек голыми руками и примитивными инструментами умеет создавать сложные механизмы. Мне нравится наблюдать, как мастер обрабатывает одну деталь за другой, а потом собирает их в единое целое. И это все начинает работать. Ах, мастер, какая это радость, какой восторг! Во мне просыпается желание придумывать и творить.
- Стало быть, ты хочешь посмотреть, как я собираю часы? – голос Сельвина все еще был строгим, но взгляд смягчился. Мастеру явно польстило внимание гнома.
- Не сердитесь, мастер, я уже два дня наблюдаю за вашей работой. Только раньше вы меня не видели. Мы, гномы, всегда умели хорошо прятаться от людей.
- Ладно, кто ты такой разобрались. Что ты теперь собираешься делать? Ты говорил что-то о неисправной машинке перемещения.
- Да, мастер. Я хотел вернуться в будущее, но обнаружил, что машинка неисправна. Я мог бы починить ее, но для этого нужны специальные инструменты. К сожалению, сейчас таких просто не существует.
- Получается, ты застрял в этом времени?
- Да, застрял. Если не удастся чего-нибудь придумать, буду доживать свои дни здесь.
- Ты все-таки надеешься починить свою машинку?
- Нет, мастер, это едва ли возможно. Единственная моя надежда в том, что другой путешественник во времени найдет меня.
- Ты говорил кому-нибудь из своих, куда направляешься?
- Увы, нет... Признаюсь, это большая оплошность с моей стороны, и грубое нарушение техники безопасности. Понимаете, для путешествия в столь далекие эпохи требуется специальное разрешение. Мне пришлось бы объяснять цели путешествия, и даже если бы их сочли убедительными, пришлось бы странствовать в сопровождении целого эскорта.
- Кажется, я понимаю, почему тебя называют Непоседой. Послушай, Милли, но если никто не знает где ты, вряд ли кто-то придет тебе на помощь.
- Я рассчитываю на эффект петли времени.
- Что еще за петля?
- Понимаете, любое событие в прошлом влияет на будущее. Но верно и обратное. Те, кто находится в будущем, могут отследить событие в прошлом и повлиять на него. Это и называется петлей времени.
- Ничего не понял.
- Сейчас объясню. Предположим, я – гном Милле – переместился в прошлое, и построил гигантскую статую гнома. Я изменил прошлое, и это тут же отразилось на будущем. Гномы из далекого будущего решили узнать, кто соорудил статую. Они отправились в прошлое и обнаружили там меня. Получилась петля времени.
- Тебе достаточно сделать нечто такое, что привлечет внимание потомков?
- Именно так, мастер. Вам приходилось слышать истории о посланиях в бутылке от людей, потерпевших кораблекрушение? Мне нужно сделать нечто похожее - отправить послание потомкам через века.
- И как это сделать ты знаешь?
- Понятия не имею. Единственное, что я знаю – это чего ни в коем случае нельзя делать. Нельзя делать ничего, что может существенно повлиять на вашу эпоху. Это категорически запрещено кодексом путешественников, потому что может иметь непредсказуемые и ужасные последствия для будущего.
- Много тебе времени нужно, чтобы что-нибудь придумать?
- Не знаю, мастер. Неделя, месяц – как повезет.
- Если хочешь, можешь жить пока в моей мастерской.
- Спасибо, мастер Сельвин, вы очень добры. И вы единственный человек, кому я могу довериться.

С этого времени Милли поселился в мастерской Сельвина. Гном неплохо разбирался в механизмах, и оказался хорошим помощником. Милли научил Сельвина игре в шахматы. Вечерами они часто сидели за шахматной доской. Милли рассказывал Сельвину о будущем, и о том, в каких местах ему довелось побывать. Строго говоря, это тоже было нарушением правил кодекса путешественников, но гном уже и так много чего нарушил, когда доверился человеку, и отправился в прошлое без разрешения. Как сказал Милли: «Снявши голову по волосам не плачут».

Однажды мастеру Сельвину пришел заказ на часы, да не от кого-нибудь, а от короля. Эта новость взволновала Милли.
- Кажется, это и есть мой шанс на спасенье.
- Что у тебя на уме, - поинтересовался Сельвин.
- Если вы позволите, мастер, я добавлю в королевские часы мой неисправный прибор. Он будет смотреться просто как украшение. В будущем эти часы наверняка попадут в музей. Есть шанс, что гномы увидят часы, и начнут расследование. Они узнают, кто сделал часы, и направят кого-нибудь сюда.
Сельвин одобрил план Милли. Но время шло, королевские часы давно уже стояли во дворце, но никто из гномов не явился выручить Милли. С каждым днем гном становился все более мрачным и раздражительным. Сельвин жалел его, но ничем не мог помочь.

Однажды гном сказал:
- Очевидно, я ошибся в расчетах. Все что угодно может произойти в будущем с часами и машинкой для перемещения. Это послание не дойдет до потомков.
- Не отчаивайся, - посоветовал Сельвин, - Наверняка есть и другие способы передать послание.
- Боюсь, что и другие послания постигнет та же участь. Слишком ненадежны и недолговечны предметы. И даже если они сохранятся достаточно долго, нет никаких гарантий, что послание попадет в руки гномов.
- Знаешь, иногда слово оказывается крепче и долговечнее камня, - задумчиво сказал Сельвин.
- О чем вы, мастер?
- Я прекрасно помню истории и сказки, которые мне рассказывали родители. А ведь этим историям сотни, может быть, тысячи лет.
- Вы думаете, послание можно передать легендой? – озадачено спросил гном.
- Лучше сказкой. Ты ведь прекрасный рассказчик, тебе известны множество удивительных историй. И пусть одна из сказок поведает слушателям твою историю.
- Это гениально, мастер! Вы снова подарили мне надежду... Но как же люди узнают о моих сказках?
- А давай я притворюсь, что это мои сказки, и буду их рассказывать детворе.
- Спасибо вам, мастер, - у гнома даже слезы на глазах выступили, - Я так благодарен вам за все.

Так Милли начал свою карьеру сказочника. Долгое время он просто тренировался. Написанные сказки он читал Сельвину, и тот давал советы, что можно улучшить. Однажды Сельвин сказал:
- Милли, у тебя прекрасно получается. Пора бы твоим сказкам увидеть свет.
Теперь Сельвин приглашал в дом детей, и рассказывал им сказки. Поначалу соседи лишь головой качали, считая часового мастера чудаком. Но сказки Милли быстро разошлись. Вскоре о Сельвине знали уже и в соседних городах.

Почти год прошел с тех пор, как Милли принялся сочинять сказки. И вот, однажды в мастерской у Сельвина появился еще один гном.
- Волли, это ты? Ты пришел за мной! – закричал обрадованный Милли.
- Да мой друг, я пришел. Извини, я мог прийти сюда и раньше, но разве мог я оставить мир без твоих сказок?

7 комментариев:

  1. !
    PS В финале хорошо бы добавить, что прошла уйма лет, много книг было выпущено, и Сельвин поди умер уже (гномы-то долго живут) и тп...)

    ОтветитьУдалить
  2. Здорово! Вспоминается: "Вначале было слово" и хочется добавить, что правильное слово - могучая сила, а выраженное в сказочной форме и подавно...

    Все-таки сколько у сказки, особенно мудрой сказки, положительных эффектов - не перечесть...И они нужны не только детям, а и взрослым, потому что со взрослыми иной раз договориться невозможно, не пробьешься через их эго. Зато сказка открывает ворота к любой человеческой душе, находя в ней нужные отклики...
    Правду говорят "Сказка -ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!"

    ОтветитьУдалить
  3. Здорово как! Я тови сказки как воду пью. Легко читаются.

    Бывает спотыкаюсь на каком-нибудь моменте. Может так и надо, я теперь буду говорить о них тебе, а ты сам решишь что с этим делать.

    Первый момент. "В правой руке визитер держал металлический кубик. Человечек яростно тряс его." Два предложения словно торос громоздятся друг на друга. Может их объединить, чтобы не надо было подбирать еще одно опеределение для гнома?

    Второй."Со стороны кубика доносилось жужжание" - "со стороны" не дает четкой картинки. Не точное слово какое-то.

    И третий."но гном уже и так много чего нарушил, когда доверился человеку, и отправился в прошлое без разрешения." - звучит так, что в прошлое он отправился без разрешения когда доверился человеку.

    А больше всего понравилась последняя фраза. :) Как в сказке про два меча - последняя фраза разворачивает все самой неожиданной гранью - словно радугой сверкнув в этот миг.

    ОтветитьУдалить
  4. В блог вошла, спасибо. :) читаю потихоньку.

    ОтветитьУдалить
  5. Potap
    //PS В финале хорошо бы добавить, что прошла уйма лет//
    Ну, зачем так издеваться над героями? :) Хотя я тоже думаю, что можно добавить эпилог.

    Тэххи
    //Здорово!//
    Спасибо. :)

    Yalita
    //Может так и надо, я теперь буду говорить о них тебе, а ты сам решишь что с этим делать.//
    Спасибо и за отзыв, и за комментарии тоже. Это действительно важно для меня. Я стараюсь править шероховатости в своих сказках, но автору часто бывает труднее заметить недостатки. Требуется взгляд со стороны.

    ОтветитьУдалить
  6. А объёмчик-с-то растёт-с!
    А не пора ли нам замахнутся, на братьев наших Гримм, так сказать? А?

    ОтветитьУдалить
  7. По-хорошему, это произведение нужно делать даже не сказкой, а рассказом, в котором будет по крайней мере три главы +эпилог.

    Я хорошо расписал первую часть - беседу гнома с мастером, но о дальнейших событиях рассказал лишь вкратце.

    Может попробую на этой неделе не писать новое, а улучшить то, что уже есть. :)

    ОтветитьУдалить