среда, 8 июля 2009 г.

Бином фантазии +игра

Вот, что об этом пишет Джанни Родари:

Анри Валлон в своей работе "Истоки мышления у детей"* пишет, что мысль возникает из парных понятий. Понятие "мягкий" появляется не до и не после появления понятия "жесткий", а одновременно с ним, в процессе их столкновения, который и есть созидание.

Надо, чтобы два слова разделяла известная дистанция, чтобы одно было достаточно чуждым другому, чтобы соседство их было сколько-нибудь необычным, - только тогда воображение будет вынуждено активизироваться, стремясь установить между указанными словами родство, создать единое, в данном случае фантастическое, целое, в котором оба чужеродных элемента могли бы сосуществовать.


Когда Родари вел занятия в школе, он вызывал двух учеников к доске. Оба придумывали какое-нибудь слово, и записывали его на доске. Это делалось так, чтобы один ученик не знал, что напишет другой. Потом оба слова показывали классу, и предлагали придумать историю, связанную с этими словами. Комбинации получались достаточно необычными, и детей это очень веселило.

Отдельно взятое, слово "шкаф" не заставит ни смеяться, ни плакать. Оно инертно, бесцветно. Но "шкаф" в паре с "псом" - это совсем другое дело. Это уже открытие, изобретение, стимул.

Самый простой способ их сочленить - это прибегнуть к помощи предлога. Таким образом мы получим несколько картин:

пес со шкафом
шкаф пса
пес на шкафу
пес в шкафу
и т.д.


И дальше дети придумывают историю, как профессор приходит домой, и обнаруживает, что в его шкафу сидит незнакомый пес. Как он там оказался? Что с ним делать? Пес наотрез отказывается выходить из шкафа. Вот вам и начало сказочной истории (улыбка).

Находить комбинации слов можно и в одиночку – например, тыкать пальцем по книге наугад и смотреть, что получается. Но, разумеется, если есть возможность заниматься этим с кем-нибудь, получится гораздо веселее.

Игра


У меня предложение читателям моего блога: придумайте три любых слова, и разместите в комментариях к этому сообщению. Потом другой участник (например, я) размещу свои три слова. Попробуем скомбинировать их в пары, и посмотрим, что из этого получится.

12 комментариев:

  1. Размещаю.
    1. Уголек.
    2. Пряник.
    3. Лошадка.

    ОтветитьУдалить
  2. Отлично! Спасибо Тэххи.

    Еще с утра я придумал свои три слова, и теперь выкладываю их:
    1. Башня с часами (слово не одно, но это цельный образ)
    2. Кактус
    3. Папироса

    Таким образом, получили три пары:

    Уголек - башня с часами
    Пряник - кактус
    Лошадка - папироса

    Теперь наша задача дать свободу фантазии и придумать с этими парами что-нибудь необычное, сказочное или просто забавное.

    У меня уже есть идеи, но я их выложу позже. Хочу дать время другим участникам.

    ОтветитьУдалить
  3. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  4. Над старым, потерявшимся среди вечности, городом вечерами нависала огромная башня с часами. Однажды часы встали, и время в городе остановилось. Казалось, вот-вот, и она упадет, раздавив своей тяжестью маленькие домики, сиротливо прижавшиеся друг к другу. Но некому было переживать о возможном несчастье, некому было починить часы, потому что жизнь людей в этих домиках замерла вместе с последним боем часов.
    Однажды, неведомо какими путями забрел в этот город Волшебник. Он огляделся вокруг и даже ему стало не по себе в этом мертвом молчании, которое не нарушали ни щебет птиц, ни звон детских голосов, ни шорох листьев.
    Волшебник знал, что нужно разбудить башенные часы, и тогда город снова оживет.
    Он вытащил из рукава большую волшебную книгу с заклинаниями и нашел нужное. То, в котором говорилось, как разбудить дух Старой Башни. Трижды произнес он заклинание. Глубокий нечеловеческий вздох разнесся по городу. От башни отделилась фигура седовласого старца с длинной белой бородой.
    - Зачем ты разбудил меня? - спросил Дух Башни у Волшебника. Мое время кончилось, когда встали часы. Я заключен навеки в этих каменных стенах и не хочу просыпаться, не хочу видеть умерший город, которому я служил несколько сотен лет.
    - Я хочу помочь людям твоего города, - сказал Волшебник. Может быть, ты знаешь, как это можно сделать? Как снова вдохнуть жизнь в часы?

    - Это часы не простые, их механизму нужен волшебный уголек, который сможет согреть все его шестеренки и снова зажечь в них время. Тогда оживет и город. А уголек давным-давно похитил Черный Колдун. Он живет в Подземном Царстве, в которое не может попасть ни один живой человек.
    Волшебник снова достал свою книгу, перелистал старинные пожелтевшие страницы и сказал:
    - Я знаю, как вернуть уголек. Но мне нужна твоя помощь.
    - Я готов сделать для города все, что ты скажешь, - ответил Дух Башни.
    Волшебник ударил посохом в землю, она расступилась от его удара, и они увидели длинный тесный подземных ход, ведущий в царство Черного Колдуна.
    Долго пришлось пробираться им по самому настоящему лабиринту, пока, наконец, не увидели они впереди слабый красноватый свет.
    Черный Колдун сидел, согнувшись, над хрустальным шаром, внутри которого дрожало пламя маленького волшебного уголька и бормотал какие-то заклинания.
    - Сейчас я ослеплю Колдуна, а ты в это время постарайся завладеть хрустальным шаром, - тихо проговорил Волшебник.
    С этими словами он дохнул на руку, как будто сдувая с нее что-то невидимое. И враз поднялась под землей черная страшная буря.Она упала на Колдуна всей своей тяжестью, подмяла его под себя и ослепила на короткое мгновенье. Но в тот же самый миг уголек оказался в руках Духа Башни, а Волшебник ударил посохом в земляные своды, простирающиеся над их головами, и они оказались в старом городе.
    Старый Дух Башни, казалось, даже помолодел от радости. Башня на глазах Волшебника медленно расправляла каждый свой камешек, устремляясь ввысь, к небу и солнцу. Дух Башни устремился к часам, и через несколько минут по городу поплыл мерный и ровный бой башенных часов, в глубине которых маленький яркий уголек, снова, как пламя, зажег время и жизнь.

    Город просыпался...

    ОтветитьУдалить
  5. Сереж, у меня тут ошибки грамматические были, пришлось удалить. Отредактировать коммент нельзя.

    ОтветитьУдалить
  6. Ой, да ты целую сказку придумала. :)
    Я не совсем точно сформулировал задание. Суть в том, чтобы поиграть с идеями. Идея - это еще не сказка, а только семечко, из которого она вырастает.

    Твоя сказка выросла из идеи
    "Часы на башне остановились, и город застыл. Только волшебный уголек может заставить вновь запустить их."

    Что ж, отличная идея. Давай я накидаю несколько своих. Может быть позже из них тоже получится сказка. :)

    - Часы, которые работают на угле (очень близко твоей идее - у тебя для работы часов тоже нужен уголек)

    - Дерево - лесная башня с часами (кукушкой). Кто-то хочет срубить дерево и превратить в уголь, не зная, что это не просто дерево, а лесная башня.

    - Мимо башни с часами каждый день проходит человек, который везет тележку с углем. В это время часы всегда странным образом начинают звонить. И никто не знает в чем дело.
    И я пока не знаю. Может быть, башня подает сигнал человеку с тележкой. Или, наоборот, хочет сообщить что-то другим горожанам. Пока это загадка. :)

    ОтветитьУдалить
  7. Твои идеи, как всегда, блестящие!

    ОтветитьУдалить
  8. Спасибо. :)
    Мне нравится третья идея.
    Придумал к ней такой сюжет: Однажды горожане решили проверить, почему башня так реагирует на человека с тележкой. Перерыли всю башню - ничего не нашли. Потом решили проверить человека с тележкой. И тут же обнаружили, что это известный вор, а в тележке под слоем угля он возит награбленное. И тогда люди поняли, почему башня подавала сигнал. Ведь когда-то эта была башня-страж, и она не забыла, что такое долг.

    Практически готовая маленькая сказка. Но, разумеется, можно придумать и другие. Например, где человек с тележкой не злодей, а вовсе наоборот.

    Давай еще поищем идей и попробуем их развить.

    ОтветитьУдалить
  9. Ладно. Попробуем еще завтра.

    А сказку бы ты эту написал бы!

    ОтветитьУдалить
  10. Итак, еще идеи.

    1. Каждую ночь, ровно в 12, в старой башне начинают светиться таинственные огни. Раздается бой часов, и темная фигура летит по городу, заглядывая в каждое окно. Вместо глаз в ней горят два мерцающих красноватым огнем, угля.Она кого-то или что-то ищет!
    Возможно, жизнь ее обладателя, зависит от жизни этих угольков, которые вот-вот потухнут.

    2. Однажды усталому путнику пришлось заночевать рядом со старой башней с часами, которые давно сломались. В маленьком глиняном горшочке он всегда носил с собой несколько угольков, чтобы развести костер и согреться. И вот, как только он вытащил угольки, два из них тут же подхватил ветер и понес к часам. И тут по городу понесся громкий и гулкий бой часов, который будил всех его жителей. В один момент стрелки от углей на них зажглись и сложились в одну яркую светящуюся линию. Красным пылающим лучом она протянулась через весь город к реке и ударила в воду...

    А там,возможно, поселились злые сущности, которые каждую ночь вершили зло, утаскивая к себе на дно людей городка, которых уже никто никогда не мог найти.

    ОтветитьУдалить
  11. Приведение из часовой башни с глазами, как горящие угли. Шикарно. :)

    Вот еще идейка: люди спилили и сожгли лесное дерево, которое не было деревом, а было башней народа гномов-лесовиков. И вот однажды человек в городе ночью заходит в городскую башню, и видит, как гномы подрывают фундамент. Потеряв свое любимое дерево, они хотят подрыть разрушить башню с часами.

    Кстати, есть и другие слова для придумывания идей.
    Кактус - пряник:
    - Пряничное дерево в кактусовом саду. Сказка про ребенка, который любил пряники, и узнал о пряничном дереве. Вот только как добраться до него через сад, где растут огромные кактусы?

    Лошадь - папироса:
    - Лошадь знала, что папиросы курят солидные и состоятельные люди. Такие, как ее хозяин. И ей тоже хотелось быть солидной и состоятельной лощадью. И вот, однажды лошадка сжевала папиросу своего хоязина. Она схватила ее зубами, но не знала, что с ней делать, и начала жевать. Но вкус у папиросы был ужасный, и лошадка выплюнула папиросу. Что было дальше - пока не знаю.

    ОтветитьУдалить
  12. Сереж, две следующие пары слов пока не воодушевили почему-то )))

    ОтветитьУдалить