пятница, 26 декабря 2008 г.

Как найти что-то новое в привычном окружении?

Для писателя источником руды, из которой он создает художественные образы, может быть все, что его окружает. С одной стороны, это хорошо, а с другой стороны, вычленить из привычного окружения что-то новое – не такая простая задача. Как правило, подсознание отфильтровывает то, что ему привычно.

Кстати, на эту тему есть сонет Шекспира:
Увы, мой стих не блещет новизной,
Разнообразьем перемен нежданных.
Не поискать ли мне тропы иной,
Приемов новых, сочетаний странных?
Я повторяю прежнее опять,
В одежде старой появляюсь снова.
И кажется, по имени назвать
Меня в стихах любое может слово.
Все это оттого, что вновь и вновь
Решаю я одну свою задачу:
Я о тебе пишу, моя любовь,
И то же сердце, те же силы трачу.

Все то же солнце ходит надо мной,
Но и оно не блещет новизной!


На самом деле, есть способ найти новое в старом. Упражнение называется «присутствие в настоящем». Нужно на несколько минут постараться остановить свой внутренний диалог и сконцентрироваться на том, что вас окружает.
- Что вы видите?
- Что вы слышите?
- Что вы чувствуете?
Понаблюдайте за знакомыми предметами. Можете брать их в руки, производить с ними какие-то действия. При этом фиксируйте свои ощущения. Вы найдете в знакомых предметах много нового.

Например, выполняя это упражнение, я сфокусировал внимание на обычной ложке. Я заметил, как необычно она выглядит сбоку. Потом обратил внимание на гравировку – на ложке изображен цветок с лепестками, его окаймляет орнамент. Я заметил на ложке световой блик. Все это я видел и раньше, но подсознание отфильтровало детали. Поэтому взгляд скользил по ложке, не замечая ни ее красоты, ни формы.

У меня получилось два образа – ложка и узор (цветок и орнамент). Немного поиграв с этим образами, я представил себе ложку из живого цветка – зеленого с листиками. Вместо железного орнамента будет естественный узор, нанесенный самой природой. На одном конце ложка (из переплетенных корней), а на другом цветочный бутон. Не знаю, насколько удобно есть такой ложкой, но смотрится красиво.

Ложка из живого цветка – это кубик, образ, созданный в результате попытки найти новое в старом.

P.S.
Кстати о ложках. Обратил внимание на обложку журнала Лиза. Взгляд зацепился за заголовок: Супы: где моя большая ложка?. Немного поиграл со словами, получил:
Где моя большая ножка? Это, конечно хулиганство (улыбка), а с другой стороны – чем не кубик?

1 комментарий: