среда, 11 февраля 2009 г.

Как вырастить сказку?

В книге Виктора Гавриловича Кротова «Пиши по-своему» нашел изящное определение:
Сказка — это чудесное происшествие.
И действительно, чудесное происшествие – это сердце сказки. Придуманные персонажи могут быть сказочными или самыми обычными, но сказка оживет только тогда, когда с этими персонажами произойдет что-то необычное.

Давайте посмотрим на примере маленькой сказки В.Г. Кротова:
Асфальтовый заповедник
Журналиста Боза послали в научный городок. Там красота. Улицы травой покрыты, воздух цветами пахнет. Тихо. Соловьи поют. Удивляется Боз. Где асфальт? Где машины? «Это все в заповеднике», – показывают ему на стеклянный купол. Под куполом асфальт, бетон, машины ревут, воздух сизый от дыма… «Там наши любители городской жизни время проводят, – говорит провожатый. – Из угарного газа оттуда мы получаем кислород и алмазы. Хотите зайти?» Но Боз отказался. Только алмазик взял на память.

За этой сказкой стоит маленькая идея («кубик»). Современные города – шумные, загрязненные, некрасивые. И в этих городах встречаются живые островки, где можно отдохнуть от цивилизации. А мы представим, что все наоборот – в городе все замечательно, и только в заповеднике асфальта все как у было.

Как обыграть эту идею? В действии. Однажды журналист Боз приезжает в удивительно чистый, красивый, зеленый город. Это и есть чудесное происшествие, от которого строится сказка. Для нас – современных людей – зеленый город все равно что чудо. Если наши потомки когда-нибудь будут жить в чистом мире, они вряд ли поймут суть этой сказки (улыбка).

Если приглядеться внимательно, чудесное происшествие присутствует практически в любой сказке. Я не говорю про все, потому что сказки бывают разные. Например, в сказках-притчах суть может раскрываться не в действиях героев, а в игре словами и смыслами, а в длинных сказках-рассказах происшествий может быть много, и одно из них будет основным.

Хотите создать сказку? Найдите персонажа или идею, которая вас цепляет; придумайте чудесное происшествие. Это уже половина дела. Что делать дальше?

Возникшую в сказке ситуацию нужно разрешить. Про это очень хорошо сказка профессор Толкиен: «Придумать зеленое солнце легко; трудно создать мир, в котором оно было бы естественным». В любой сказке есть место чуду, и наша задача описать образ мира, в котором это чудо будет естественным.

Я это представляю так: в сказке нужно уравновесить – чудесное с понятным. Это не значит, что нужно все подробно объяснять. Просто в сказке должна быть логика, понятная читателю.
Например, в сказке «Асфальтовый заповедник» журналист Боз приехал в необычный город – это чудесное происшествие. Конечно же, ему интересно, почему город зеленый и чистый. Вполне понятно, почему он не захотел посетить асфальтовый заповедник. И то, что он захватил сувенирчик, тоже понятно – также и люди берут домой желуди, каштаны, шишки на память о природе. Почему бы не взять "алмазик" на память об асфальтовом заповеднике?

Вот пример еще одной маленькой сказки В.Г. Кротова:
Эколюдик
Лев Львович Лютик так любил природу, что всегда переживал за нее. Увидит, что траву топчут, деревья рубят, гнезда разоряют, – и вздыхает: «Экие вы люди!» Его даже прозвали Эколюдиком. И природа так полюбила Льва Львовича, что когда он облысел от возраста, у него на голове выросла густая трава. В карманах его птицы гнездились. Он даже перестал уходить домой из леса. Укоренился там и только листвой шелестел, когда видел какое-то безобразие: «Экие вы люди!..»

Завязка сказки – человек, который любит природу. Наверное, такому человеку трудно жить среди людей, которые природу не ценят. Его переезд в лес закономерен. Развязка – природа полюбила этого человека, и он превратился в дерево. В этом тоже есть своя сказочная логика... и красота (улыбка).

Последний шаг – украсить сказку, сделать ее более интересной. Например, в сказку можно вставить диалоги, описания чувств и мыслей персонажей. Можно придумать забавные слова («эколюдик»), сделать у сказки неожиданную концовку (человек становится деревом).

Итак, для того, чтобы создать сказку, нужно сделать четыре шага:
1. Идея.
2. Происшествие.
3. Равновесие.
4. Украшение.
Попробую придумать несколько сказок таким способом.
Может быть, кто-то еще из моих читателей хочет попробовать? (улыбка)

1 комментарий:

  1. Не писала еще и в ту степь не ходила никогда кроме эпистолярного жанра. Но предложение твое увлекательное. Я подумаю. :)

    ОтветитьУдалить