четверг, 19 февраля 2009 г.

Ледокол: исключительность

Константин Шереметьев проводит еще один тренинг, который называется Ледокол. Некоторые задания по этому тренингу я буду выполнять в блоге.

Вкратце суть в том, что человек тратит очень много энергии не на достижение поставленных целей, а на то, чтобы отстоять свою исключительность (как в положительном, так и отрицательном смысле). А само задание сформулировано так:
Вспомните эпизод, когда вы не делали то, что вам нужно, а пытались отстоять свою исключительность

На самом деле, хитрая формулировка. Случаи, когда у меня выплывает «исключительность» я могу вспомнить легко, а вот насчет «не делал то, что нужно» - сложнее. Потому что кто его знает, что мне было нужно в той или иной ситуации? По моим наблюдениям, исключительность часто всплывает в ситуациях, когда ничего особого тебе и не нужно. Потратить излишки времени, получить порцию эмоций – для того оно, как правило, и нужно.
Я по своей натуре флегматик. К тому же, привык заниматься самоанализом. Я не говорю, что мне совсем уж чужды игры в исключительность, но после освоения книг Н.И. Козлова (которые учат ответственности за свою жизнь) и Эрика Берна (которые учат понимать скрытые мотивы), я легко замечаю их. Мне сложно найти пример, когда исключительность мне мешала достигать того, что я действительно хотел.

Впрочем, это все лирика. Проблемы с исключительностью у меня есть, и они бывают достаточно неприятными.
Я терпеть не могу, когда «компьютер меня не слушается». Например, закончил программу, запускаю, и вдруг буквально на пустом месте вылезают ошибки. Просто в ярость прихожу, начинаю ругать программу, говорить всякие глупости. Типа, это программа виновата (улыбка). В общем, злюсь на пустом месте. Понимаю, что это глупо, но все равно злю сам себя, потому что хочу злиться.
Иногда злость мешает заметить ошибку в программе.

Ну и еще один случай. Есть сообщество, посвященное компьютерным играм. Одно время я принимал в нем активное участие – не как игрок, а как модмейкер. На базе той игры очень удобно было создавать миры в стиле фэнтези. Не буду называть игру и название сообщества (хотя, кто в играх разбирается, сам без труда догадается, о чем я говорю).
Ну так вот, в этом сообществе я известен, как автор многих обучающих статей. Кроме того, я был одним из основателей сайта, посвященному созданию модов, и на этом сайте имел супер-модераторские полномочия.
Ко времени, когда происходило описываемое событие, я уже практически отошел от дел, но еще иногда заглядывал. И вот, захожу как-то на сайт, а там другие супер-модераторы обсуждают новость, что от этого сайта отделилась группа модмейкеров, и создали свой собственный ресурс.Я начал доказывать – мол сами виноваты. Плохо обращаетесь с посетителями, сами себе плодите конкурентов. Получился не очень красивый спор, в котором исключительность так и поперла у всех участников. В результате администратор тут же разжаловал меня в простые юзера.
Тогда исключительность поперла еще сильнее. Как, меня, заслуженного участника сообщества понизили в статусе! Да кто он такой, чтобы... И я начал администратору угрожать... Но знаете, тут я почувствовал себя плохо. Это все равно, что человек, который угодил на кактус – чем больше рыпаешься, тем больнее становится. И я понял, что это не кто-то другой, не администратор, а я сам себе делаю плохо. И тогда я остановился. Я признал, что администратор имел полное право действовать так, как считал нужным. И извинился перед ним за то, что наговорил.

До сих пор немного обидно, что администратор не захотел меня понять, и решил думать обо мне плохо... Но я знаю, что мне не по пути с тем сообществом. Статус на том сайте мне нужен, как пятая нога. Хорошие отношения с тем администратором – и подавно. С другой стороны, я также понимаю, что не было вообще никакой необходимости кому-то что-то доказывать.
И все же, я рад, что это произошло. Именно потому, что это дало мне возможность увидеть в себе то самое высокомерие, заявку на "исключительность".

6 комментариев:

  1. Классно, Сергей, когда человек способен сам понять(принять) свою ошибку.И вдвойне отлично, когда есть сила признать свою ошибку. Далеко не каждый на это способен. В твоем случае, я думаю, многие бы извиняться не стали. Ну решили бы , что были не правы,погорячились. И все , на этом бы и остановились.

    ОтветитьУдалить
  2. Меня зацепила Ваша фраза
    "Мне сложно найти пример, когда исключительность мне мешала достигать того, что я действительно хотел."
    Что касается работы, я могу сказать то же, но это грустная правда. Да, я заставляю себя поступать объективно, да, я почти всегда достигаю поставленной цели, но радости от этого никакой. Тоже очень раздражают заминки в работе, сделала - побыстрее забыть, учиться - из под палки. Какое там удовольствие от процесса, хотя работа, в общем то, скорее творческая. Даже не знаю, кто в результате кого поборол - я исключительность или исключительность меня.

    ОтветитьУдалить
  3. Да, мне очень знакома эта ситуация - когда ведешься на совершенно фантомные виртуальные блага. "Как это меня, такую-сякую, не поняли, сделали замечание, обругали, пригрозили баном?" Можно подумать, что я корову проигрываю.
    8-)))
    Сейчас я уже стала отслеживать такие вещи и спрашивать себя: "Зачем я это делаю? Какую выгоду я от этого получаю? СтОит ли она затраченного времени?" И все больше осознаю, что подобные усилия и выигрыш от них - пустышки, фантомы, иллюзии.

    ОтветитьУдалить
  4. О! Мне знакомо, когда комп не слушается ))) Я, правда, могу париться пару часов, спокойно разбираясь с той или иной заморочкой, но если все равно никак, тут уж и ногами способна затопать и обругать всех, кто эти программы выдумал, хотя - ну кто виноват, что я чайник и не могу научиться, кроме меня самой?
    Раньше, бывало, я по каждой мелочи сыну звонила: "Мить, сделай то, Мить сделай это", а однажды, когда он в очень мягкой форме мне сказал, что нельзя же быть такой тупой, страшно на него обиделась и решила - буду сама. И стала рыть сама, где что найду ))) А на сына обижаться давно перестала - сколько ж можно парня-то по пустякам дергать? Так теперь он сам приходит и спрашивает:"Мам, можь что помочь?")))

    ОтветитьУдалить
  5. Да, навыки самоконтроля и самокоррекции - отличная вещь. Но ведь как противник коварен, замечаете? Ты очень легко тормозишь тогда, когда тебе вроде и не больно надо. А вот когда за живое цепляет, тут держись! Все знаю, все понимаю, но ведь уже несет с горы по всем кочкам с космической скоростью. И количество тех кочек подчас набирается несовместимое с продолжением отношений, а то и с жизнью. Ну, это сильное обобщение. Для образности.

    ОтветитьУдалить
  6. Мне понравился пример насчет компов.Ну меня вообще компы не слушаются, это совершенное отдельные существа.
    Мне вот что стало интересно- а Вы не подумали сами отделится от этого сайта и создать свой? Мне кажется это первая мысль при чтении Вашего примера.
    а вообще- спасибо :)

    ОтветитьУдалить