пятница, 9 января 2009 г.

Ликбез для начинающего писателя

Публикую краткий конспект книги Джеймса Н. Фрэя «Как написать гениальный роман». В любом случае советую прочитать книгу, т.к. в ней кроме всего прочего много примеров.

В статье даются рекомендации, как создавать персонажей, как создавать сюжет, как сделать свое произведение интересным, какие у писателя есть приемы, как из использовать и т.д.

Статья получилась длинной, и, видимо, имеет смысл изучать ее по частям. Позже попробую по отдельности разобрать хотя бы некоторые фрагменты и темы.

Персонажи

Читатель хочет, чтобы человек вымышленный был красивее или безобразнее, подлее или благороднее, злее или великодушнее настоящего человека, живущего в реальном мире.

Человек вымышленный может быть сложным, изменчивым, даже загадочным, но он всегда должен быть понятен читателю.

Человек вымышленный проще, потому что жизнь, описываемая в романе, проще той, которую проживаем все мы.

Когда писатель рассказывает о жизни персонажа, он должен упомянуть только о тех мыслях, чувствах, впечатлениях, желаниях и т. д., которые имеют отношение к развитию личности, влияют на поступки.

Существует два типа человека вымышленного.
1. Проходные персонажи – подчас обладают только одной чертой характера — жадностью, набожностью, трусостью, подобострастием, похотливостью и т. д. В таких персонажах нет глубины, писатель не раскрывает мотивы их поступков
2. Главные персонажи - их души полны страстей и амбиций, заставляющих метаться между своими желаниями. Читатель должен поверить в то, что эти персонажи существовали еще до начала романа и жили яркой, полнокровной жизнью. Читатель должен захотеть познакомиться с ними поближе, поверить, что знакомство с ними стоит многого.

У многомерного персонажа есть грани: физиологическая, социологическая и психологическая.

1. Физиологическая: вес, рост, возраст, пол, расовую принадлежность, состояние здоровья и т. д.

2. Социологическая: положение в обществе, воспитание, образование, политические убеждения, вероисповедание, отношение к деньгам, сексу, карьерному росту, друзья и т.п.

3. Психологическая: фобии и мании, комплексы, страхи, страсти, фантазии, чувство вины и т. п. Интеллект, привычки, эмоции, таланты, различные склонности, уверенность в себе.

Герои, которые страшатся трудностей, уходят от конфликта, избегают борьбы - статичны.

Драматическим произведениям нужны динамичные, страстные персонажи, в которых бурлят чувства и эмоции: любовь, зависть, жадность, похоть, ненависть, злоба, страсть...

Главным героям нужна биография. Напишите биографию героя либо от первого, либо от третьего лица.

Если вы тщательно поработаете над биографией ваших героев, то еще до начала романа будете знать их так же хорошо, как своих братьев, сестер или лучших друзей

В биографический набросок обязательно должны войти те события, которые повлияют на чувства и поведение вашего персонажа в романе.

Допустим, у вас уже есть персонаж, но вы все еще не можете представить, как он ходит, разговаривает, дышит, потеет. Усадите вашего героя в кресло и задайте ему вопросы.

Стереотипными персонажами называются герои, которые слишком хорошо узнаваемы. Если ваш персонаж отвечает всем ожиданиям читателя, в нем нет противоречий и он не преподносит читателю никаких сюрпризов, значит, персонаж получился стереотипным.

Все главные персонажи вашего произведения, как положительные, так и отрицательные, должны прилагать максимум ума и сил при решении проблем и задач, которые вы перед ними ставите.

Персонаж должен выкладываться, по максимуму реализовать свой потенциал.

Когда персонажам приходит пора принимать решение, помня о том, что они действуют в «полную силу», задайтесь двумя вопросами: «Правдоподобно ли поведение моего персонажа?» и «Что он еще мог бы сделать, чтобы эпизод стал более драматичным, неожиданным или смешным?»

Конфликт

Конфликт — столкновение желаний персонажа с противодействием. Противодействие может исходить откуда угодно: со стороны природы, других персонажей, сверхъестественных сил, иного измерения, космоса, и даже со стороны самих героев. Борьба с противодействием и возникающий в результате конфликт проливают свет на персонаж, полностью раскрывают его. Читатель понимает, кто ваш герой.

Конфликт разгорается, когда, во-первых, у персонажей разные цели, а, во-вторых, они испытывают острую необходимость этих целей достичь. Если ставки высоки и ни одна из сторон не уступает, имеются все предпосылки для создания высокохудожественного произведения.

Если силы противников неравны — не будет ни борьбы, ни соперничества, ни хорошего романа

Посадим персонажей в тигель. Персонажи остаются в тигле, если желание участвовать в конфликте сильнее стремления его избежать. Если читатели спрашивают: «Может, рыцарю лучше махнуть рукой на дракона и принцессу? — значит, персонажи «сбежали» из тигля.

Без тигля персонажи разбегутся; не будет персонажей — не будет конфликта, не будет конфликта — не будет драмы.

Как только вы помещаете в тигель главного героя и его соперника, каждый из них по своим причинам будет поддерживать пламя конфликта. Оно будет полыхать, пока не наступит развязка: сыграют свадьбу, выиграют битву, разделят богатство, отправят пиратский корабль на дно — все что угодно.

Внутренний конфликт возникает в душе персонажа, когда он сталкивается с каким-нибудь препятствием. Внутренний конфликт порождает столкновение в сердце героя чувства долга и страха, любви и вины, честолюбия и совести.

Внутренний конфликт делает героя запоминающимся. Если читатель сопереживает герою, значит, героя терзают муки внутреннего конфликта. Если персонаж несчастен, трагичен, но внутренний конфликт отсутствует, читатель сможет только пожалеть героя, не более.

Если главному герою надо идти на войну, а он не хочет, необходимо со всей тщательностью обосновать причины такого поведения.

Насадить героя на вилы дилеммы — значит поставить его перед серьезным выбором. Герой по очень серьезной причине должен или вынужден совершить некий поступок и одновременно, по столь же серьезной причине, не может совершить его.

Типы конфликта: «статичный», «скачкообразный» и «медленно развивающийся»

1. Статичный конфликт не развивается по ходу действия произведения. Интересы персонажей сталкиваются, но накал держится на одном уровне. К формам статичного конфликта относятся спор и ссора. Обычный спор детей: «Нет, ты будешь! — Нет, не буду! — Нет, будешь! — Нет, не буду!»

2. В скачкообразном конфликте накал меняется резко, спонтанно. Персонаж может отреагировать на сложившуюся ситуацию неожиданно. Окружающие ждут легкого раздражения, а он вдруг взрывается со всей горячностью и злобой, на какие только способен. Скачкообразный конфликт чаще всего встречается в дешевых мелодрамах.

3. Медленно развивающийся конфликт покажет персонаж более полно, ярко, четко, поскольку на каждой его стадии персонаж будет действовать по-разному. По мере развития конфликта развивается и сам персонаж — читатель видит все грани характера героя.

В медленно развивающемся конфликте эмоциональное состояние героя меняется плавно: от досады — к раздражению, от раздражения — к злобе, от злобы — к ярости, от ярости — к бешенству.

Жанр

Большинство читателей хочет сразу знать, к какому жанру принадлежит книга. Если вы не оправдаете их ожидания полностью, они почувствуют себя обманутыми и выкинут роман.

Неважно, в каком жанре творите вы: научной фантастики, фэнтези, триллера, детектива. Главное для вас — знать правила и законы своего жанра, в противном случае даже не мечтайте о том, что ваш роман когда-нибудь увидит
свет.

Как узнать об этих законах и правилах? Наберите стопку книг того жанра, который вам нужен, и читайте.

Идея

Идея — это вывод, путь к которому прокладывается с помощью доводов. Каждый стоящий, хороший довод оказывает значительное влияние на убедительность вывода.

В каждом драматическом произведении есть идея? Да. Одна-единственная? Да.

Ехать на двух велосипедах сразу невозможно. Так же невозможно отстаивать в романе две идеи одновременно.

Допустим, погибает персонаж. Как он погиб? Убит при попытке ограбления банка. Банк он грабил, потому что были нужны деньги. А деньги были нужны, чтобы уехать с девушкой, в которую он до безумия влюблен. Итак, из-за своей любви он принимает смерть. Вот вам идея романа: «безумная любовь ведет к смерти».

Прообраз идеи может быть любым. Чувство. Образ. Смутные воспоминания.

Ищете дилемму. Чтобы поджечь лес — нужна спичка. Чтобы развивать идею или оживить персонаж — нужен конфликт.

Развитие идеи: персонаж, который через конфликт приходит к результату. Драматическое произведение рассказывает о том, как меняется герой, переживая кризис. В идее сжато изложена суть подобной трансформации.

Селекция — отбор того, что войдет в роман, а что нет — важная часть работы писателя. Если автор выкинул из романа все персонажи, сцены и диалоги, без которых роман может обойтись, значит, он провел хорошую селекцию.

Селекция проводится на основе идеи произведения. Если сцена не имеет отношения к доказательству идеи, значит, ее надо выкинуть.

Доказать идею недостаточно. Ее нужно доказать экономно.
Части событий должны быть соединены таким образом, чтобы при перестановке или пропуске какой-нибудь части изменялось и потрясалось целое.

Сюжет

Сюжет — это изложение последовательных событий, вовлекающих людей-персонажей, меняющихся в результате произошедших событий.

Дилеммы, которые вы ставите перед персонажами, называются «сюжетными вопросами». Именно благодаря сюжетным вопросам читателю хочется знать, что произойдет дальше. Сюжетные вопросы — мелкая закуска, которую вы подаете перед началом пира.

Если вы окинете взглядом всю жизнь персонажа, то увидите победы и неудачи, взлеты и падения. Вы выбираете один из эпизодов жизни героя, когда, например, его выкинули с работы и он стал заниматься бизнесом самостоятельно. Этот эпизод вам кажется самым ярким и волнующим.

С чего же начать рассказ? Скорее всего, лучше начать с момента, непосредственно предшествующего основным событиям.

Для пьесы готовят декорации, оперу предваряет увертюра, а основному тексту конституции предшествует вводная часть. Точно так же автор излагает существовавшее положение вещей. Он показывает читателю мир произведения до начала ключевого конфликта.

Аристотель в «Поэтике» пишет, что драма должна быть достаточно длинной, чтобы позволить персонажу пройти «от поражения к победе и от победы к поражению».

Когда вы работаете над планом романа, вам нужно продумать не только события, о которых пойдет речь, но и этапы развития персонажа

Для того чтобы конфликт набирал обороты, персонаж должен развиваться, меняться от этапа к этапу, от одной крайности к другой. В этом вам может помочь пошаговый план.

Пошаговый план является детальной пошаговой схемой последовательности событий в произведении. С помощью пошагового плана автор держит сюжет в узде.

Кульминация

Кульминация - это мишень, а сюжет - стрела, летящая к ней
Сюжет - это вопросительный знак, кульминация - знак восклицательный

Когда напряжение нарастает, усиливается и давление на персонажи, достигая наконец «критической точки». Эта точка и есть кульминация. В ней разрешается ключевой конфликт.

Один из способов решения конфликта: ответ на любой вопрос неким фантастическим образом заключен в самом вопросе. Чтобы получить ответ, нужно вывернуть вопрос наизнанку.

В кульминации трус обретает храбрость, любимый человек соглашается сочетаться узами брака, неудачник побеждает, победитель проигрывает, святой грешит, грешники искупают грехи. Именно это и подразумевает термин «революционные изменения». Положение вещей меняется кардинально: все переворачивается с ног на голову.

Конфликт, происходящий после кульминации, после разрешения ключевого конфликта называется завершающим.

После кульминации происходит еще целый ряд событий. Однако, сколь бы ни были драматичны эти события, читателя они мало волнуют. Ему хочется поскорее узнать, какое влияние оказала на персонажи кульминация.

Завершающий конфликт часто используется для доказательства идеи произведения. Он также служит для того, чтобы у читателя создалось ощущение — сюжет изложен до конца.

Помимо ключевого конфликта в сюжете также имеются второстепенные конфликты. Их можно разрешить как до, так и после кульминации.

У всех главных персонажей в произведении своя судьба. Таким образом,
каждый персонаж воплощает в себе определенную идею.

Секрет хорошей кульминации:
1. Найдите какой-нибудь неожиданный ход.
2. Играйте на чувствах
3. Пусть свершится художественная справедливость.
4. Найдите новые черты характера у персонажей.
5. Благодаря кульминации-развязке произведение должно восприниматься как единое целое.

Позиция рассказчика

Позицию рассказчика можно назвать подходом или взглядом. Позиция рассказчика раскрывает нам, в каком отношении он находится к персонажам.

1. Беспристрастный подход: если рассказчик постоянно находится вне персонажей, в стороне от их внутреннего мира, если он ведет повествование как журналист.

Беспристрастный подход: нужен, когда требуется создать вокруг персонажа ореол тайны. Его используют в детективах и шпионских романах, выводя на сцену главного злодея.
Как правило, беспристрастное повествование быстро утомляет читателей. Они хотят познакомиться с персонажами поближе, а беспристрастное повествование такой возможности не дает.

2. Улучшенный беспристрастный подход: рассказчик не осведомлен о внутреннем мире героев, он только строит о нем догадки. Некоторые догадки могут оказываться неверными. В результате получится то, что зовется «рассказчиком ошибающимся».
Рассказчик доносит до читателя то, что заметит любой наблюдательный человек. Рассказчик делает те же выводы, к которым пришел бы читатель. Пока рассказчик говорит правду, все хорошо. Но если он начнет утаивать или лгать, он вызовет у читателя недовольство.

3. Повествование от первого лица: рассказчик знает о мыслях и чувствах одного персонажа, поскольку сам им является. Рассказчик может взять роль любого персонажа, он может быть главным героем, может быть его соперником.
Возможная проблема: . вам не удастся поведать о событиях, свидетелем которых рассказчик не был. Кроме того, когда речь зайдет о чувствах или поступках героя, бесконечные «я» воспринимаются либо как жалобы, либо как хвастовство

4. Всевидящий взгляд: автор подробно знакомит читателей с обществом и его проблемами. Однако поскольку взгляд автора постоянно перескакивает с одного персонажа на другой, читателю не удается близко познакомиться ни с одним из персонажей.

5. Улучшенный всевидящий взгляд: взгляда рассказчик описывает, что творится в душе не у всех, а у отдельных героев: обычно у главного и еще двух-трех менее значимых. Такой тип персонажей называется «открытым».
Дар всеведения рассказчика можно ограничить и одним персонажем. Такой подход имеет большинство недостатков повествования от первого лица. Однако отличие состоит в том, что рассказчик находится вне персонажа.

В большинстве жанров лучше всего использовать повествование от третьего лица, прибегнув к модифицированному приему всевидящего взгляда. Это стандартный подход, его от вас ждут как читатели, так и издатели.

Повествование в произведении может вестись полностью в нейтральном ключе, а личность рассказчика быть неизвестна. Однако такой подход должен компенсироваться исключительным правдоподобием и достоверностью происходящего.
Например, если происходит что-то удивительное, то рассказчик словно говорит: «Слушайте, да я и сам не верю, а ведь все это правда».

Чтобы выбрать правильную форму повествования, задайтесь вопросом:
«Кто станет лучшим рассказчиком?»
Писатель может специально выдумать рассказчика.

Если вы все еще не решили, какую из форм повествования выбрать, напишите несколько вариантов одного и того же эпизода и отложите их в сторону на пару дней. Когда вы их снова перечитаете, решение придет само собой.

Отождествление

Отождествление читателя с персонажем произойдет, когда персонаж будет поставлен перед выбором, а читатель при этом получит возможность умствовать в процессе принятия решения. Если читатель повторяет: «Давай, Гарри, еще чуть-чуть!» или «Не женись на этой дуре!» Отождествление наступает, когда читатель начинает болеть за персонаж, подталкивать его к правильному выбору.

Ретроспекция

Многие авторы излишне часто прибегают к ретроспекции или используют ее неправильно.

Некоторые писатели отождествляют себя с персонажами и прибегают к ретроспективному эпизоду, т.к. подсознательно желают избежать конфликта.

Реальная необходимость в ретроспекции возникает, если,
а) действия персонажа начинают противоречить логике всех его предыдущих поступков.
б) это единственный способ раскрыть одну из граней персонажа
в) если в «настоящем» персонаж выглядит отталкивающим, а писатель хочет снизить негативное впечатление или даже сделать персонаж привлекательным

ретроспективный эпизод должен быть неразрывно связан с «настоящим» сюжета.

Завязка

Завязка — это искусство создать в сюжете загадку. Если загадки легкие, интерес читателя вялый. Если загадки сложные, читатель полностью погружается в сюжет.

Завязку можно ввести простым повествованием, без описания действий
персонажей.

«Когда Питер вышел с работы, он еще не знал, что за сюрприз поджидает его в машине. Он завел машину. Шум мотора заглушил шипение змеи».

Завязку также используют, чтобы читатель быстрее проскочил через особенно скучный эпизод.

«Когда Рудольф зашел в магазин купить снаряжение в дорогу, он еще не знал, что совершает самую страшную ошибку в жизни».

Намеки о дальнейшей судьбе главных героев могут звучать из уст второстепенных персонажей.

Символы

Символом можно назвать объект, несущий кроме основной еще и дополнительную смысловую нагрузку.

Писатель по ходу действия находит символы, которые могут помочь читателю сосредоточиться на сюжетных конфликтах и перипетиях.

Как правильно использовать символы? В виде символа можно представить цель героя. Если персонаж мучает одиночество и он ищет спасения — представьте спасение в виде символа.

Если персонаж хочет добиться положения в обществе, символом может стать пара туфель из крокодиловой кожи или розовый «кадиллак-эльдорадо».

Жизненные символы помогут читателю сконцентрироваться на сюжетных конфликтах. Именно с этой целью и следует использовать символы. В этом их ценность

Диалоги

Диалог бывает прямой и опосредованный.

Прямой диалог: персонаж всегда говорит то, что думает.

Опосредованный диалог: персонаж пытается ловчить, лгать, острить, пускать в глаза пыль. Т.е. персонаж выражает свои желания опосредованно.

Диалоги между персонажами, действующими на пределе возможностей,
всегда опосредованы.

После того как вы написали диалог, его нужно перечитать и ответить на ряд вопросов:
• Присутствует ли конфликт?
• Нет ли банальностей?
• Можно ли его переделать в опосредованный тип?
• Все ли реплики достаточно красочны?

Чем дольше вы будете работать над репликами, тем лучше они станут. Большинство диалогов требует пошаговой проработки. С каждым шагом вы будете накалять конфликт, вносить больше новизны, яркости и красок. С

Заповеди динамичного произведения
A. Будьте оригинальными.
B. Используйте всю палитру ощущений.
C. Будьте поэтом.
У третьей заповеди есть еще и поправка: «Не перестарайтесь».

Третья заповедь требует от писателя использования фигур речи для усиления эффекта. Фигуры речи включают олицетворение, гиперболу, метафору и сравнение.

Олицетворение — наделение человеческими качествами неодушевленных предметов: «Я люблю свою машину, но она, похоже, меня ненавидит».

Гипербола — чрезмерное преувеличение: «Моя бывшая жена была добра как эсэсовец, а нрав у нее был как у крокодила».

Метафора — употребление слов и выражений в переносном смысле: «Диету она бросила в мае, и к ноябрю превратилась в бочку»

Сравнение — уподобление одного другому: «Конь наступил ему на ногу, она стала похожа на блин», «Парень Мэри глуп как пробка». Не используйте в одном предложении много сравнений подряд:

- Не смешивайте метафоры.
- Не пишите о том, чего читатель может не понять.

Стили произведения

Существует три стиля драматического произведения: повествовательный, эпизодический и полуэпизодический.

1. Повествовательный: автор рассказывает о событиях, показывает развитие персонажей, работает над внутренним конфликтом, но повествует об этом кратко.

2. Эпизодический: автор подробно описывает действия персонажей.

3. Полуэпизодический: перемежаются повествовательный и эпизодический стили.

Эпизод

В каждом эпизоде обязательно присутствует развивающийся конфликт.

Должна быть кульминация и развязка, даже если конфликт продолжит свое развитие в последующих эпизодах.

Ключевые конфликты в эпизоде и в произведении в целом не обязательно должны совпадать.

Структура эпизода не отличается от структуры всего произведения. В начале напряжение незначительно, но оно постепенно нарастает, пока не наступает кульминационный момент, за которым следует развязка.

Создавайте мостики между эпизодами.

Кульминацию в эпизоде иногда опускают. Этим приемом пользуются также
для достижения комического эффекта

Произведение должно быть живым, а не статичным.
а) меняется либо сам эпизод, либо его восприятие читателем.
б) даже описывая неживые объекты, старайтесь показать их в движении.

Творческий кризис

1. Не знаете, как продолжить.
Решение: Побеседуйте с персонажами. Попытайтесь понять, почему они не хотят вам подчиняться. Может, вы подталкиваете героев к неестественным поступкам. Дайте героям более серьезные мотивы или измените пошаговый план.

2. Попытка писать и править одновременно.
Решение: Печатайте с выключенным монитором.

3. Страх неудачи.
Решение: Кричите, что есть мочи, вопите, что вам ничего не страшно, вы не остановитесь ни перед чем, вам плевать, сколько издательств вам откажут.

4. Страх успеха.
Решение: напишите на титульном листе рукописи чужое имя. Работайте под псевдонимом.

2 комментария:

  1. Сергей, спасибо огромное за твою работу. Сколько моего времени ты сэкономил. Мне не придется искать книжку и делать все это самой. В той ситуации, что я новичок в мастер-группе, и мне нужно нагонять время, твои посты - просто находка. Может, и у меня спустя какое-то время в свою очередь получится быть чем-то полезной. У нас профили талантов близки - литературное творчество. Удачи!
    kirilla.blogspot.com

    ОтветитьУдалить
  2. Добро пожаловать в наше сообщество (улыбка).

    Насчет разбора - рад, что вам понравилось. Есть еще одна хорошая книга - Стивен Кинг "Как писать книги". Рекомендую.

    А вот наганять не надо - это ж не школа или университет. Это ваш талант. Растите его в естественном для вас темпе.

    ОтветитьУдалить