пятница, 9 января 2009 г.

Пятый кубик-идея: шлепать или нет?

Меня самого шлепнули в детстве пару раз. Однажды меня шлепнула чужая мама - за дело. Правда, тогда я этого не понял, но хулиганить перестал. Какие ощущения? Немного больно, немного обидно. Минуту поплакал, успокоился, и пошел дальше по своим делам.

Один раз шлепнула собственная мама. В общем-то, несправедливо шлепнула. Ну и что с того? Для меня куда большим потрясением оказались ситуации, когда мама была чем-то недовольна и начинала орать. Она орала не на меня, но мне все равно было страшно, хотелось спрятаться куда-нибудь. Если где и искать «травму» то здесь, а не в шлепках.

Скажите, что такого страшного в шлепке? Боль, страх, обида, дурной пример?

Наверное, мне было очень больно, когда в детстве брат мне защемил палец дверью. Мама рассказывает, что даже ноготь отслоился. Только я этого не помню. У меня не осталось никаких комплексов ни по отношению к брату, ни по отношению к дверям.

Страх? Я уже рассказал, чего действительно боялся.

Обида? Так она и от других наказаний бывает. Более того, словами можно обидеть гораздо сильнее, чем шлепком.

Дурной пример? Ну вот, меня пару раз шлепнули в детстве – и что, я теперь буду всех шлепать? Или, например, в детстве я часто слышал, как мама орет. И что, я теперь тоже начинаю орать, когда недоволен?

Может быть, у меня имеется какая-то скрытая травма? Что ж, пусть так. Во всяком случае, проблем она не создает.

Скажите, зачем придумывать мифы о вреде там, где его нет?

5 комментариев:

  1. Наверное стоит определить границу между шлепать и бить.

    Это вроде кажется очевидным. Но на самом деле когда вместо того, чтобы отшлепать, ребенка начинают избивать - это не укладывается в рамки моего миропонимания... А между тем это происходит.

    ОтветитьУдалить
  2. С. Соловейчик о воспитании очень хорошо пишет, веришь.
    Если удается без шлепков, без крика - "сильный" родитель.
    Все-таки аффект, даже небольшой - признак бессилия.

    ОтветитьУдалить
  3. Когда Мишка был маленький, я однажды наблюдала, как моя мама его отшлепала за что-то, и потом она была уверена, что он теперь за это будет на нее злиться и обижаться. Он давно забыл об этом, играет, своими делами занимается, доволен жизнью, ну маленький ребенок, года 3 ему. А мама помнит сама и говорит ему что-то типа "Ну что, теперь будешь дуться целый день".

    Т.е. тут ощущается чувство вины у мамы, которое потом вполне закономерно перекладывается проективным образом.

    В-общем, две вещи, поддерживающие игру "Нужно продолжать злиться, обижаться." Или другими словами "нельзя радоваться жизни, нельзя забывать обиду". И в то же время, "сам виноват в том, что злишься, обижаешься."

    ОтветитьУдалить
  4. Интересный аспект.
    В меру отшлепать, оказывается, вреднее для родителей? Какой-то тупик в отношениях возникает, забывать приходится.
    А что значит "закономерно перекладывается проективным образом" - родители, манипулируя детьми, пытаются переложить на них свое чувство вины?

    ОтветитьУдалить
  5. Не, для родителей вредней только в том случае, если они потом переживают и мучаются угрызениями совести типа "как я мог, какая я сволочь, поднял руку на ребенка". Т.е. если у родителей возникло чувство вины после того, как он наказал ребенка, то он может захотеть оправдаться в своих глазах, например, переложив вину на ребенка. Мол "а что, ты сам нарвался, чтобы я тебя отшлепал."
    Во такая ерунда.

    ОтветитьУдалить