суббота, 3 января 2009 г.

Рекомендации начинающему писателю

Закончил чтение книги Юрия Никитина «Как стать писателем». Составил для себя краткий конспект простых «правил».

Фраза
Ключевое слово всегда ставится в конце фразы.

Укорачивайте фразы, чтобы «словам было тесно, а мыслям просторно»!

Убирайте слова-сорняки:
был, было, была, были, он, его, ее, их, мой, моя, мои, все, это, уже, однако, вдруг, внезапно, ибо, только, что-то, который, которые, которая…о – «бежит», «летит»…
(изредка они все же необходимы).

Избегайте фраз-солитеров! (пошел туда-то, затем сделал то-то, а затем то-то).

Не злоупотребляйте причастными и деепричастными оборотами. Деепричастный оборот – всего лишь уточнение, бывает необходимым, но чаще всего показывает беспомощность автора, который все время уточняет, поправляет сам себя.

Прилагательные чаще всего просто подставляют автора.

Описания
Программа минимум: писать так, чтобы даже самые тупые увидели картинки. Лучше – двигающиеся.
Программа-максимум: заставить читающего проникнуться вашими мыслями, идеями.

Только в действии раскрывается образ.
Очень важно: эстетическое должно быть динамичным!

Вычеркните длинное и занудное объяснение, без которого и так все понятно.

Наша память отбирает для запоминания не умное, а эмоциональное.

Не сообщаете а-ля журналист, что произошло («рассердился», «обрадовался» и пр.), а рисуете («нахмурился», «растянул рот до ушей» и пр.).

Избегайте штампов: «стиснул кулаки», «заскрипел зубами» и пр., но даже самые убогие штампы и штампики лучше простой информативности журналиста.

Это не писатель, который напишет: «Рыцарь рассердился» или «Рыцарь обрадовался». Писатель создаст узор, скажет настолько иначе, что не будет упомянут ни рыцарь, ни его сердитость, но у читающего в мозгу вспыхнет яркая картинка именно рассерженного рыцаря!

Можно долго и подробно описывать нос своего героя, а можно написать коротко: «как у пеликана», «как у поросенка», и у читателя сразу возникают определенные образы.

Абсурдное по логике преувеличение придает ту самую необходимую литературному произведению образность, которая и дает шанс остаться в Литературе

Утверждение гораздо сильнее воздействует, чем отрицание.

Когда описываете эпизод, происходящий в настоящем времени, то и описываете терминами настоящего (а не был, скакал и пр.)

Концовки глав надо отделывать особенно тщательно [а я добавлю – и начало тоже]

Сюжет
Без идеи нет произведения, потому не стоит ничего начинать, пока не определитесь ясно и четко: для чего, зачем, что именно хотите сказать и на какие свершения подвигнуть читающего?

Нет конфликта, нет и драмы. Противник может быть на сцене и вне ее, за кулисами, но он непременно присутствует в драме. Это определение принадлежит Бернарду Шоу, но оно распространяется и на всю литературу.

Вы обязательно должны определиться: вы за большевиков аль, напротив, за коммунистов, за культуру или прогресс, за Тьму или Свет, за Добро или Зло, за рыцарей или драконов, хотите ли, чтобы ваши дети учились с неграми в одной школе или же предпочитаете апартеид? Ибо в каждой вещи великих это обязательно присутствует, у кого явно и в лоб, у кого-то вкрадчиво, у кого-то совсем шепотом, вроде двадцать пятого кадра, когда после прочтения книжки чувствуешь, что начал смотреть на знакомые вещи как-то иначе…

Трагедия – когда обе стороны правы.

Не умножайте ни героев, ни события без острой необходимости!

Спорадическое (эпизодическое) в жизни – постоянное в литературе. С героями постоянно происходят редкие (с точки зрения обыденной жизни) события.

Нет такого, чтобы в одной вещи, пусть преогромной, встретились динозавры и пришельцы из космоса, звездолетчики и франкенштейны. Зато одно-единственное допущение позволяет обыграть его со всех сторон, показать свой класс.

Все-таки литература ценна еще и элементами неожиданности, непредсказуемости! Ну что за скука читать произведение, где заранее все известно!

Герой
Читатель должен видеть себя, любимого.

Читатель хочет сопереживать. Потому главного героя надо наделить либо теми качествами, которые есть у самого читателя, либо же, что намного действеннее, теми, которые он хотел бы иметь.

То не роман, где герой каким пришел на первую страницу, таким и ушлепал.
Мера романа – сдвиг в характере

Героя нужно время от времени либо бросать в камеру пыток, позволять обижать, чтобы дальше его жестокая расправа над мучителями выглядела оправданной.

Дилемма: правильный герой неинтересен. Даже раздражает. В неправильном видим что-то от себя. Пусть пока спрятавшегося. Так на чью сторону встать?

Если уж создаете героический образ, то все шуточки, иронию и прочие признаки юморения, явные и неявные, – искореняйте нещадно.

Золотое число персонажей.
Один – хорошо, здорово, можно выписать со всех сторон, внимание читателя не будет потеряно. Недостаток – надо держать только в населенных пунктах, дабы могли свершаться диалоги.
Двое – уже лучше, могут общаться друг с другом, даже при переходе через пустыню или дремучий лес. Правда, общение несколько линейное: вопрос – ответ.
Трое персонажей – прекрасный вариант: в памяти держатся все три с легкостью, зато общение приобретает объем.
Четверо – тоже прекрасно, читатель все еще держит в памяти четыре образа, но уже малость труднее выписывать их автору.
Пятеро… гм… трудновато. А уж шестеро так и вовсе… если не провал, то непрофессионализм!

Имена должны быть не только разные, а… очень разные. К примеру, за фамилиями: Ноздрев, Собакевич, Коробочка, Плюшкин, Хлестаков – явно вырисовываются и разные люди. А вот другие примеры: Иванов, Петров, Сидоров, Ерофеев… При всей разности они кажутся одним человеком. Как и – Гордон, Диксон, Рольсон, Пальсен, Ульсон… Или имена каких-то фантастических персонажей: Ультанахбегуэ, Эльтуганхкегеке, Онтакрукегекеза, Куоткугакабе и так далее.
То есть имена должны быть разными даже по визуальному ряду: длине, разным окончаниям, ударениям.

Стиль
Шекспир – его понимали все грузчики и все прачки, заполнявшие скамьи в его театре!

Помните, для кого пишете. Говорите с ним на его языке.

Поучать, развлекая. Иначе не получится. Иначе можно только развлекать, а это уже не литература. Клоунада-с!

Писать надо все-таки просто. Не примитивно, а просто.

Ваша задача: волновать сердца, исторгать слезы, делать людей лучше и чище. Взволнуете ли техническим справочником?

Яркое цыганское платье не бывает стильным. Уже потому, что слишком яркое, пестрое…

Прекрасно понимаете, что легче: ломать или строить, критиковать чужое или предлагать свое! Через это многие проходят. Тем не менее, создать что-то действительно достойное можно только создавая свое.
Прикидывайте: скоро ли сумеете выбраться из песочницы? Может, уже пора? Или проще остаться хохмачом навсегда?


Работа писателя
Писательский труд – это нелегкий труд. Не ждите халявы.

Литература – дело интимное! Чужих не терпит. А для литературного процесса всякий – чужой.

Писатель всегда работает по разработанному им самим плану. И, приступая к крупной вещи, всегда знает, чем ее закончит!

Старайтесь начинать с поиска новой идеи. Потом темы. Можно и то и другое сразу.

Крупная вещь практически всегда пишется кусками. Даже рассказ – ломтиками. Иной раз крохотнейшая юмореска пляшется от удачно придуманной концовки. Так что и это расположение материала вполне, вполне!..

Когда закончите: отложить ненадолго, затем привести себя в состояние раздражительное, язвительное, вообразить, что это не ваша рукопись, а автора, которого вы не прочь обойти на финишной прямой. И тогда отыщете в ней гораздо больше изъянов, чем у себя, любимого, талантливого, удивительного…

Поставьте задачу сократить написанное произведение процентов на 15, сразу почувствуете то, что действительно важно оставить..

«Ни дня – без строчки», м.б., и перебор, однако приучить себя к систематической работе нужно обязательно. Без нее нет писателя.


P.S. Здесь далеко не все из того, о чем писал Никитин.

P.P.S. Знать эти правила – недостаточно. Нужно научиться использовать их в своей работе. Возможно, я напишу об этом позже.

7 комментариев:

  1. Здорово! Сразу хочется что-нибудь написать... а потом сжечь, чтобы не позориться.

    Я сворую твой реферат, можно?

    ОтветитьУдалить
  2. Без проблем.

    Только тут все очень кратко и без примеров. Некоторые рекомендации могут быть непонятны.

    ОтветитьУдалить
  3. Очень даже понятно. У тебя получилось весьма легко и доходчиво все пересказать...

    Собственно мне большая часть тезисов знакома просто по наитию... Вот чего я не знаю всерьез - это как рождаются прекрасные сюжеты из разной ерунды... из облака, из песчинки в глазу, из камня на дороге.

    ОтветитьУдалить
  4. Как рождаются прекрасные - я тоже не знаю.

    Вообще есть приемы и техники, которые позволяют создавать необычные образы из обычных. Есть такая книжка про развитие творческого воображения. Я ее тоже законспектировал. :)

    А вот красивые и душевные образы я учусь создавать другим способом - техникой кубик таланта.

    ОтветитьУдалить
  5. //Не злоупотребляйте причастными и деепричастными оборотами. Деепричастный оборот – всего лишь уточнение, бывает необходимым, но чаще всего показывает беспомощность автора, который все время уточняет, поправляет сам себя.//

    Имхо - чушь. Нужда в таких уточнениях возникает постоянно, а вот если её нет - это и есть беспомощность или лень автора, которому недосуг прорисовать героя или ещё чего.

    "улыбаясь, покинула она это проклятое место"

    Если бы "она" просто покинула, то самое место, то вся "её" ирония, или скорбь, или сумасшествие остались бы за кадром.
    Особливо эт потребно в черкании от первого лица. Иначе мир и лица в нём останутся нерасшифрованной "Матрицей",столбцами ниспадающих цифирей.
    Короч, сей совет - ерунда. :))

    ОтветитьУдалить
  6. Ну, может быть, насчёт чуши и погорячился, но ерунда, точно:))
    А ещё меня веселят рекомендации, предлагающие, главным образом, не писать ничего.
    Например,
    http://avtoram.com/index.php?razdel=59&article=166

    И это не единственная такая раздражённая шпиля от "профи".
    Нравится челу писать - пусть пишет. Не нравится товарищу Дэвиду Дж. Паркеру читать бредятину - пусть не заморачивается и не читает.Хрен с ним.
    Человек естественным образом произодит отходы. Начинающий рабочий делает брак - те же отходы.
    Почему в возможности брака отказывают начинающему писателю? Сколько, извините, нечитабельного дерьма произвели на свет божий великие писатели известные парой-тройкой книг, вошедших в историю?
    Справедливости ради - Паркер, всё же, во многом прав в своём жёстком экзамене, однако (проклятое слово-сорняк!), менторство лишает его убедительности. Злой он, и всё тут.
    И ещё одно, специально для Сергея: если Вы взялись писать, то либо не думайте насколько Вы гениальны, либо непременно думайте что гениальны. Ложная скромность - это для воспитанниц Смольного института. Пусть амбиция хлещет.
    Если Вам не удастся начеркать чё-нить эпохального - ляд с ним. Получите удовольствие от изложения на бумаге собсвенной фантазии. Развивайте мир и героя, деформируйте его, наделяйте его сверхмогуществом, обращайте в ничтожество. Обязательно найдётся тот, кто оценит.
    Если же нужны тиражи, то эт заведомо фиаско. Таков мой, тыссызать, угол зрения.

    ОтветитьУдалить
  7. strychninum, спасибо за мнение и совет. :)

    Насчет правил - я их воспринимаю как рекомендации (без фанатизма :).
    - Проверять, является ли слово сорняком, можно ли его без ущерба удалить
    - Проверять, нужен ли деепричастный обророт, или его можно заменить
    и т.д.

    P.S. avtoram.com - интересный сайт, жаль только что регистрация платная.

    ОтветитьУдалить